Бюджетный голод, или как регионы спасут от долгов

0
177

  • Реструктуризация долгов регионов России выгодна почти всем субъектам
  • Но этих денег не хватит для стимулирования роста экономики
  • Двигателем экономики РФ станет "инфраструктурная ипотека"


Москва, 26 сентября . Проблема долгов регионов особенно активно обсуждалась в 2014-2015 гг., но сейчас об этом почти не говорят. Поэтому новости о новой программе реструктуризации регионального долга были неожиданными.

В целом, долговая нагрузка регионов снижается, сейчас госдолг регионов составляет 2,2 трлн, и он упал с начала года на 6% по состоянию на 1 сентября. Также ожидается его дальнейшее снижение.

Программа бюджетных кредитов была запущена 10 лет назад, но теперь она сворачивается, а регионы будут получать не кредиты, а реструктуризацию новых долгов. Реструктуризация будет проводиться на 7-12 лет, а выплаты в первые два года будут минимальными.

«С 1 января 2018 года — прошу на это обратить внимание всех коллег из регионов — мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную как минимум на семь лет», — заявил президент РФ Владимир Путин.

В первые два года в рамках реструктуризации необходимо будет выплачивать по 5% ежегодно, а затем равномерно гасить долг в течение 5 лет. В результате, общая сумма высвобожденных ресурсов за два года составит 438 млрд рублей.

Такие привлекательные условия призваны существенно снизить долговую нагрузку на регионы в ближайшие годы. В начале 2016 г. доля бюджетных кредитов составляла 35%, тогда как сейчас она увеличилась до 49%.

В основном эти изменения связаны с падение доли кредитов банков с 41% в начале 2016 г. до 25% в настоящее время.

Бюджетные кредиты выгодны региональным властям, так как, фактически, являются недорогим источником финансирования.

Общий долг сильнее всего растет у тех регионов, кто более активно размещает облигации: Якутия, Самарская область, Красноярский край. Но даже здесь замещение имеет очевидную тенденцию.

Наиболее высокие доли бюджетных кредитов у Рязанской области, Адыгеи и Дагестана.

Регионы с долей бюджетных кредитов более 70%

Регион Объем бюджетных кредитов, млрд рублей Доля бюджетых кредитов, %
Ставропольский край 22,6 72%
Волгоградская область 21,7 72,30%
Амурская область 20,6 74,80%
Рязанская область 18 77,10%
Дагестан 13,7 76,60%
Новгородская область 11,4 73,70%
Калининградская область 11,35 71,40%
Брянская область 8,7 73,90%
Калмыкия 2,8 76,50%
Адыгея 2,3 76,70%

Ставка по бюджетному кредиту менее 1%, поэтому отказ от такого кредитования ударил бы экономически слабым, дотационным и дефицитным регионам. В первую очередь речь идет о Мордовии, Хакасии, Карелии, Костромской области. Им было бы очень сложно перейти к рыночным ставкам, которые в 7-10 раз выше, а размещать облигации, учитывая их экономическое и финансовое состояния, также малореально. То есть бюджетные кредиты для них – единственный выход, но даже дешевые кредиты оказываются неподъемными.

Большая часть бюджетных кредитов должна быть погашена до 2020 г.

Особенно это важно для проблемных с точки зрения экономики регионов, так как в 2018-2019 гг. им будет значительно проще. Высвобожденные ресурсы будут направлять на важные расходы: создание рабочие мест, модернизацию инфраструктуры. Кроме того, можно дальше сокращать долю «дорогих» банковских кредитов, дополнительно снижая долговую нагрузку.

При этом у правительства появляется больше возможностей по работе с бюджетной дисциплиной регионов, предъявлять более жесткие требования. С другой стороны, сейчас очевидна тенденция к снижению рыночных ставок, поэтому в перспективе 7-12 лет, которые может длиться реструктуризация, она может оказаться не такой уж выгодной. Но в настоящее время альтернативы этому нет, особенно для слабых субъектов РФ.

Остальные вполне могут обратиться к долговому рынку, что они и делают. За 8 месяцев 2017 г. регионы разместили облигации на 64,5 млрд рублей. Ставки снижаются, поэтому условия для размещения в будущем будут еще лучше.

Для проблемных регионов, где налоговая база и неналоговые платежи не будут расти быстрее инфляции в 2018-210 гг., реструктуризация будет еще более выгодной и длительной – она растянется до 2029 г.

Весьма актуальное решение, учитывая проблемы у некоторых регионов, связанные с доходами. Впрочем, в среднем в первом полугодии рост доходов от налога на прибыль составил 12,4%, от НДФЛ – 8%. К 2019 г. ситуация должна стать позитивнее, так как регионы постепенно выходят из кризиса.

Очевидно, что практически всем регионам реструктуризация будет выгодна. Без этой реструктуризации регионам бы пришлось еще сильнее наращивать долг для того, чтобы просто погасить старые бюджетные кредиты.

Одновременно это важный сигнал для губернаторов и глав субъектов, предполагающий, что постоянная бюджетная подпитка не бесконечна, и больше дешевых кредитов не будет. Активное кредитование из бюджета привело к тому, что в регионах снизилась важность и эффективность долговой политики, так как всегда была возможность обратиться за этими бюджетными кредитами. Теперь же, наряду с реструктуризацией, регионам предстоит тщательнее взвешивать все свои решения по привлекаемому финансированию.

Инфографика


Совсем другой вопрос в том, что высвобожденные объемы сами по себе никак не снимают необходимости привлечения финансирования. Калужская область, например, дополнительно сможет использовать 15,7 млрд в 2018-2019 гг., Смоленская область — 12 млрд руб., Краснодарский край — 10,7 млрд руб., Ульяновская область — 3,8 млрд руб.

Этого, например, недостаточно для финансирования относительно крупных инфраструктурных проектов, чья стоимость в среднем начинается от $200 млн. Скорее речь будет идти о том, что латать небольшие дыры в расходной части бюджетов, давая возможность регионам не экономить на важных расходах, стимулирующих экономику и потребление.

За счет чего будет расти экономика?


На прошлой неделе перед правительством президент Владимир Путин поставил непростую задачу – создать новый двигатель российской экономики, выраженный в привлечении финансирования для инфраструктурного строительства. Но это не должны быть бюджетные деньги или деньги на рыночных условиях.

А в декабре прошлого года глава государства заявил о необходимости разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года. По его мнению, этот план должен способствовать темпам роста ВВП выше мировых уже к 2019-2020 гг.

Но из-за неясных перспектив на нефтяном рынке, западных санкций и общей ситуации в экономике рост не может быть достигнут за счет привлечения масштабных инвестиций, как внешних, так и внутренних.

Путин сам назвал главным инструментом развитие инструментов государственно-частного партнерства, особенно в сегменте строительства и инфраструктуры, а также проектное финансирование.

Понятно, что в бюджете нет средств для финансирования инфраструктурных проектов, поэтому было принято решение применять так называемую инфраструктурную ипотеку. Фактически, это аналог частно-государственного партнерства, где государство гарантирует поддержку при строительстве этой инфраструктуры, а оплата поступает вместе с ее использованием.

Оплачиваться эта «инфраструктурная ипотека» будет как раз из бюджетов разных уровней и инфраструктурных монополий.

Примечательно, что согласно проекту бюджета 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг., подготовленный Минфином, внешний долг России за эти годы вырастет на $20 млрд.

К 1 января 2020 г. верхний предел внешнего долга составит 72 млрд, тогда как в бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. этот предел был установлен на уровне $53,6 млрд.

Но это не так критично, так как даже при таком росте общий размер госдолга на выйдет за пределы 20% ВВП, в том числе за счет сокращения внутреннего долга. По предварительным оценкам, к концу 2017 г. госдолг достигнет 12,6 трлн руб. или 13,6% ВВП.

Проект бюджета призван решить сейчас две задачи, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева. Речь идет о выполнении социальных обязательств и экономический рост, однако именно по этим статья наблюдается самое большое сокращение.

По социальной политике сокращение планируется на 7,8% по сравнению с текущим годом - 5,071 до 4,703 трлн рублей, при этом расходы на выплату пенсий снизятся на 12,9% - с 3,651 до 3,233 трлн рублей.

На поддержку российской экономики будет потрачено на 13% меньше – всего 2,263 трлн руб. вместо 2,558 трлн.

При этом финансирование армии («национальная оборона») и полиции («национальная безопасность и правоохранительная деятельность») усиливается. На эти цели будет потрачено 5,121 трлн руб. или на 5,5% больше.

Расходы на образование и здравоохранение остаются практически на прежнем уровне.

Госдолг будет наращиваться, как и будут расти расходы на его обслуживание. Увеличение на 17,5% предполагает, что на оплату процентов Минфин отдает 845 млрд руб. или каждый двадцатый рубль. Наращивать госдолг же придется из-за необходимости финансирования дефицита.

Резервный фонд будет исчерпан в 2017 г., остается только Фонд национального благосостояния и займы. В результате, дефицит бюджета на 2018 год запланирован в размере 1,37% ВВП (1,332 трлн рублей), что почти вдвое меньше, чем в 2017 году. При объеме доходов бюджета в 15 трлн 182 млрд рублей; расходов — 16 трлн 514 млрд рублей.

Фактически, весь рост экономики должен обеспечиваться этой «инфраструктурной ипотекой», так как на ближайшие годы правительство планирует тратить даже меньше, чем раньше. В такой ситуации стремление сократить зависимость регионов от бюджетных кредитов понятно, как и необходимость стимулирования наращивания их инвестиционной привлекательности и бюджетной дисциплины.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here