Следует ли дарить подарки на Новый год и Рождество?

0
197

Москва, 25 декабря Только экономист мог поставить под сомнение экономическую целесообразность Рождества. В 1993 г. Джоэл Вальдфогель, тогда профессор Йельского университета, в своей статье “Чистые издержки Рождества” (The deadweight loss of Christmas) заявил об экономическом вреде рождественских подарков.


Негативное отношение к таким вещам, как дарение подарков, возможно, одна из причин, почему у тех, кто не изучал “мрачную науку”, существует глубокое недоверие (омерзение, наверное, слишком сильное чувство) к экономистам.

В тоже время подобная разновидность аналитической проницательности, по мнению самих экономистов, дает им право гордится собой: они способны рассматривать тему парадоксально, дерзко и интересно, пишет британский журнал The Economist.

Логика Вальдфогеля, безусловно, неожиданная. Огромные суммы денег тратятся на праздничные подарки; в связи с этим возникает вопрос, приносят ли миру пользу подобные расходы.

Покупая подарки, люди изо всех сил стараются найти то, чему получатель будет рад. Но, как считает экономист, никто не может точно угадать предпочтения других людей.

Самое лучшее, что даритель подарка может сделать, это подарить то, что он сам бы купил для себя. Из-за того, что даритель, неизбежно, не так хорошо знает предпочтения получателя, получатели обычно оценивают подарки намного ниже их покупной стоимости, генерируя, таким образом, большие “чистые издержки” для экономики.

Где-то между десятой и третьей части стоимости преподнесенного на Рождество подарка уничтожается, оценил Вальдфогель на основе проведенных экспериментов.

Поскольку праздничные расходы составляют значительную долю ВВП, потери от Рождества достигают примерно десятой части того, что создано облагаемым налогом доходами, заключает он.

Не все подарки плохо выбираются. Близкие друзья и члены семьи, скорее всего, лучше знают о вкусах своих любимых и поэтому дарят намного эффективнее. Однако в целом было бы лучше, если бы люди просто дарили друг другу деньги или, в крайнем случае, подарочные сертификаты.

Но дарение подарков не является бессмысленной транзакцией. Акт дарения сам по себе создает ценность.

Вступая в заочную дискуссию с Вальдфогелем Джон Лист из Чикагского университета и Джейсон Шогрен из Университета штата Вайоминг провели собственный эксперимент для определения ценности, которую люди вкладывают в приобретаемый для кого-то подарок.

Они заключили, что те, кто получают подарки, из-за эмоционального подъема в среднем оценивают их на 21-35% выше, чем они стояли дарителю. В результате эксперимента была даже составлена формула: “материальная ценность + сентиментальная ценность = общая стоимость”.

Свое несогласие возможной экономической неэффективностью подарков выразили собравшиеся в 2013 г. на конференцию в Чикаго экономисты. С их точки зрения дарение подарков генерирует ценность через передачу получателю сигнала: даритель заботится об их отношениях.

Сигнал усиливается, если подарок показывает, что даритель хорошо знает предпочтения получателя. Следует также учитывать удовольствие, которое получает даритель во время передачи подарка.

Почему люди делают добрые дела на Рождество? Почему они устанавливают усыпанные мишурой елки в своих домах и рассказывают детям о Санта Клаусе? Обмен подарками является неотъемлемой частью праздника, а также проявлением доброй воли.

Люди дарят подарки потому, что хотят участвовать в давно сформировавшимся социальном ритуале. Оценка дарения подарка, не учитывающая эти важные аспекты, становится бесполезным занятием.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here